Решение № 49-6-12 от 30.07.2018 г. Об утверждении Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области на 2018-2027 годы
Решение № 49-6-12 от 30.07.2018 г. Об утверждении Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области на 2018-2027 годы
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ МОКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
30.07.2018 г. 49-6-12
Об утверждении Программы комплексного развития социальной инфраструктуры
муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области на 2018-2027 годы
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области, Собрание депутатов Моковского сельсовета Курского района Курской области, РЕШИЛО:
1. Утвердить Программу комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области на 2018-2027годы.
2. Настоящее решение разместить на официальном сайте Администрации Моковского сельсовета Курского района в сети «Интернет».
3. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.
Председатель Собрания депутатов
Моковского сельсовета Курского района И.В. Красноруцкая
Глава Моковского сельсовета
Курского района Ж.Г. Тарасова
УТВЕРЖДЕНА решением собрания депутатов Моковского сельсовета Курского района Курской области от 30.07.2018 года № 49-6-12 |
ПРОГРАММА
комплексного развития систем социальной инфраструктуры
муниципального образования «Моковский сельсовет»
Курского района Курской области на 2018-2022 годы и на перспективу до 2027
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
г. Курск 2018 г.
Содержание
Введение. 4
Раздел 1. Паспорт Программы.. 5
Раздел 2. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры.. 8
Раздел 3. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры Моковского сельсовета. 28
Раздел 4. Оценка объемов и источников финансирования мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития социальной инфраструктуры.. 30
Раздел 5. Целевые индикаторы развития социальной инфраструктуры Моковского сельсовета 30
Раздел 6. Оценка эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры.. 31
Раздел 7. Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы.. 34
Введение
Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в социальной сфере.
Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления муниципального образования на основании генеральных планов поселения и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения.
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселения (далее – Программа) содержит чёткое представление о стратегических целях, ресурсах, потенциале и об основных направлениях социальной инфраструктуры поселения на среднесрочную перспективу. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических целей социальной инфраструктуры поселения.
Цели развития поселения и программные мероприятия, а также необходимые для их реализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться и дополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних условий.
Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью определить приоритетные по социальной значимости стратегические линии устойчивого развития поселения - доступные для потенциала территории, адекватные географическому, демографическому, экономическому, социокультурному потенциалу, перспективные и актуальные для социума поселения. Программа устойчивого развития направлена на осуществление комплекса мер, способствующих стабилизации и развитию экономики, развитию налоговой базы, повышению уровня занятости населения, решению остро стоящих социальных проблем.
Главной целью Программы является повышение качества жизни населения, его занятости и самозанятости экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, кредитной кооперации, личных подсобных хозяйств торговой инфраструктуры, сферы услуг и т.д. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. В первую очередь это налаживание эффективного управления, рационального использования финансов и собственности.
Для обеспечения условий успешного выполнения мероприятий Программы, необходимо на уровне поселения разработать механизм, способствующий эффективному протеканию процессов реализации Программы. К числу таких механизмов относится совокупность необходимых нормативно-правовых актов, организационных, финансово-экономических, кадровых и других мероприятий, составляющих условия и предпосылки успешного выполнения мероприятий Программы и достижения целей развития социальной инфраструктуры поселения.
Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью определить приоритетные по социальной значимости стратегические линии устойчивого развития муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области - доступные для потенциала территории, адекватные географическому, демографическому, экономическому, социокультурному потенциалу, перспективные и актуальные для социума поселения. Программа устойчивого развития направлена на осуществление комплекса мер, способствующих стабилизации и развитию экономики, повышению уровня занятости населения, решению остро стоящих социальных проблем, межведомственной, внутримуниципальной, межмуниципальной и межрегиональной кооперации.
Раздел 1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области на период 2018 – 2022 годы и на перспективу до 2027 года (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы |
|
Заказчик Программы |
Администрация Моковского сельсовета Курского района Курской области, 305520, Курская область, Курский район, д. 1-я Моква, ул. Школьная, д. 11 |
Разработчик Программы |
Индивидуальный предприниматель Воробьёв А.А.; 305019 Курск, ул. Нижняя Раздельная, д. 41 |
Основные цели Программы: |
- Обеспечение безопасности, качества и эффективности использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения; - Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры поселения для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; - Обеспечение сбалансированного развития систем социальной инфраструктуры поселения до 2027 года в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры; - Достижение расчетного уровня обеспеченности населения поселения услугами объектов социальной инфраструктуры в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; - Обеспечение эффективности функционирования действующей социальной инфраструктуры сельсовета; - Разработка единого комплекса мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных решений системных проблем в области функционирования и развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области. |
Задачи Программы |
- Анализ социально-экономического развития поселения, наличия и уровня обеспеченности населения сельсовета услугами объектов социальной инфраструктуры; - Прогноз потребностей населения поселения в объектах социальной инфраструктуры до 2027 года; - Формирование перечня мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры сельсовета; - Оценка объемов и источников финансирования мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения; - Оценка эффективности реализации мероприятий и соответствия нормативам градостроительного проектирования сельсовета; - Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры поселения; - Предложения по повышению доступности среды для маломобильных групп населения сельсовета. |
Целевые показатели (индикаторы) развития социальной инфраструктуры |
- Повышение безопасности, качества и эффективности использования населением объектов социальной инфраструктуры; - Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры; - Сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры; - Повышение расчетного уровня обеспеченности населения услугами; - Повышение эффективности функционирования действующей социальной инфраструктуры. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Период реализации Программы 2018 - 2027 годы. Этапы осуществления Программы: 1-й этап: 2018-2022 годы; 2-й этап: 2023-2027 годы. |
Укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры |
- Разработка проектов планировки территории и межевание земельных участков под строительство объектов социальной инфраструктуры - Разработка проектно-сметной документации по реконструкции объектов социальной сферы, - Реконструкция объектов социальной инфраструктуры - Строительство социального жилья, индивидуальное жилищное строительство. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы комплексного развития социальной инфраструктуры на территории Моковского сельсовета Курского района за счет всех источников финансирования составит 1 580 тыс. руб., в том числе: 1-й этап Программы – 0 тыс. руб.
2-й этап Программы – 1 580 тыс. руб. Реализация Программных мероприятий предлагается за счет:
- средства федерального бюджета – 1 180 тыс. руб. - средства областного бюджета – 400 тыс. руб. - средства местного бюджета – 0 тыс. руб. Объемы финансирования Программы за счет средств федерального, областного и местного бюджетов ежегодно уточняются исходя из их возможностей на соответствующий финансовый год. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта. |
Раздел 2. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры
2.1. Анализ положения муниципального образования в структуре пространственной организации субъекта Российской Федерации
Моковский сельсовет расположен в центральной части Курского района Курской области. Законом Курской области от 26 апреля 2010 года № 26-ЗКО. Расстояние от д.1 Моква до районного центра (г. Курск) – 0,5 км.
Моковский сельсовет расположен с западной стороны Курска (посёлок, пристроенный к южной части деревни, входит в черту города Курска). Название «Моква» употребляется также и для обозначения обширной территории, примыкающей к западной части города Курска. Это район дачных участков по чётной стороне улицы Сумской, соединяющей город с трассой М-2 (КООД), также система детских оздоровительных лагерей «им. Ульяны Громовой», «им. Гагарина», «им. Кати Зеленко» и др. Сюда же входит и западная часть парка «Солянка».
Площадь Моковского сельсовета составляет 28,01 кв. километров.
В состав территории Моковского сельсовета Курского района входят следующие населенные пункты: д. 1 Моква, д. 2 Моква, д. Гремячка, д. Духовец, д. Касторная, д. Майская Заря, х. Зубков. Административным центром Моковского сельсовета Курского района является д. 1-я Моква.
Численность населения на 01.01.2018 г. составила 3461 человек.
По территории муниципального образования проходит федеральная трасса М-2 «Крым», которая в свою очередь является существенной частью большого европейского маршрута Е 105.
Муниципальное образование газифицировано на 97 % (1043 домовладения из 1076). Основным видом деятельности населения является сельское хозяйство.
Климат умеренно-континетальный со средней температурой января -9,40С, июля - +190С. Расчетная температура для проектирования +260С. Среднегодовое количество осадков составляет 583 мм. Высота снежного покрова достигает 45 см, глубина промерзания почвы min = 38 см, max = 128 см. Преобладающими ветрами являются ветры западного и юго-западного направлений.
Планировочная структура Моковского сельсовета сложилась исторически, основной планировочной осью является федеральная автомобильная дорога М2 «Крым» (Симферопольское шоссе) - автомобильная дорога федерального значения «Москва - Тула - Орёл - Курск - Белгород - государственная граница с Украиной». Является составной частью европейского маршрута E 105. Протяжённость автодороги - 720 км. Вдоль дороги сконцентрированы все населённые пункты сельсовета д. 1-я Моква, д. 2-я Моква, д. Гремячка, д. Майская Заря. Дорожная планировочная ось дополнена сетью небольших местных автодорог.
Планировочным центром Моковского сельсовета является его административный центр – д.1 Моква, расположенная в 0,5 км от областного центра – г. Курск.
Система культурно-бытового и социального обслуживания Моковского сельсовета Курского района формируется с учетом следующих факторов: сложившихся коммуникационных связей, экономического и социально-культурного потенциала, особенностей системы расселения, уровня развития транспортной сети, - и представлена следующими объектами.
Таблица - Обеспеченность населения основными учреждениями социального и культурно-бытового обслуживания по состоянию на 01.01.2018 г.
Наименование учреждений обслуживания |
Единица измерения |
Проектная емкость существующих сохраняемых объектов |
|
значение |
% обеспеченности |
||
Детские дошкольные учреждения |
мест |
20 |
26,1 |
Общеобразовательные школы |
мест |
233 |
100 |
Спортивные залы при школах |
м2 площ. зала |
2 |
100 |
Плоскостные спортивные сооружения |
м2 |
4 |
100 |
Фельдшерский или фельдшерско-акушерский пункт |
объект |
2 |
- |
Клубы сельских поселений |
мест |
4 |
100 |
Киноустановки (в ДК) |
объект |
4 |
- |
Сельские библиотеки |
тыс. единиц хранения |
- |
- |
Магазины, в том числе: |
м2 торг.площ. |
~900 |
50 |
магазины продовольственных товаров |
м2 торг.площ. |
- |
- |
Кафе |
м2/мест |
305/108 |
- |
Столовые учебных заведений, организаций, промышленных предприятий |
м2/мест |
33/32 |
- |
Отделения связи |
объект |
1 |
- |
Результаты анализа свидетельствуют о том, что в целом обеспеченность сельсовета учреждениями социального и культурно-бытового обслуживания в целом соответствует градостроительным нормативам. Исключение составляют учреждения торговли (80,7% обеспеченности от нормативной емкости). Вместе с тем значительная часть объектов обслуживания характеризуются низким техническим состоянием зданий, не отвечающих современным требованиям и нуждающихся в замене.
Образовательная система – совокупность образовательных учреждений, призванных удовлетворить запросы жителей в образовательных услугах и качественном специальном образовании.
Структура образовательных учреждений состоит из:
- дошкольных образовательных учреждений;
- общеобразовательных школьных учебных заведений.
В настоящее время в сельсовете действует одно дошкольное образовательное учреждение.
Обеспеченность населения Моковского сельсовета услугами общеобразовательных учреждений составляет 100 %.
В сельсовете функционирует 1 общеобразовательная школа общей проектной мощностью 100 мест. Школа работает в односменном режиме. Наполняемость школ в муниципальном образовании составляет 77 %. С учетом высокой степени износа объектов образования генеральным планом предлагается их капитальный ремонт.
Таблица. Перечень объектов образования с указанием основных характеристик Моковского с/с.
№ п/п |
Наименование |
Почтовый адрес (почтовый индекс, наименование района, муниципального образования, населенного пункта) |
ФИО руководителя (полностью) |
Здание находится, в собственности (федеральной, областной, МО, хоз. субъекта) |
Штатная численность сотрудников, осн./технич. |
Для школ и д/садов - численность учащихся (воспитанников) |
1. |
МОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» |
Курская обл., Курский р-он МО «Моковский сельсовет» д. 1 Моква |
- |
» |
22/13 |
77 |
Физкультурные и спортивные сооружения общего пользования в сельсовете в настоящее время представлены спортивными помещениями при школе, обеспечивающие, в основном, только учебный процесс.
Система здравоохранения Моковского сельсовета Курского района представлена фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП). Обеспеченность населения услугами здравоохранения соответствует нормативным рекомендациям.
В тоже время, ряд предприятий и учреждений обслуживания работают не на полную мощность, недоиспользуется их вместимость (клубы, кинотеатры, гостиницы), при этом оборудование некоторых предприятий работает с недогрузкой. Это связано, прежде всего, с происходящим в настоящее время процессом коммерциализации сферы услуг, с резким падением финансирования, снижением платёжеспособности населения, а также с невостребованностью некоторых традиционных услуг (кинотеатры, прачечные и т.д.) При этом часть площадей объектов обслуживания используется на правах аренды для других видов обслуживания, в основном, для розничной торговли, складских помещений, для размещения коммунально-хозяйственных служб и др.
В настоящее время, в сложившейся системе обслуживания можно выделить две подсистемы: социальную и коммерческую, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, структурой организации деятельности, а также потребительской ориентацией, набором и ассортиментом услуг.
Финансирование коммерческой подсистемы осуществляется за счёт внебюджетных источников - средств юридических и физических лиц. Эта подсистема ориентирована в основном на платёжеспособное население и разнообразие предоставляемых услуг (преимущественно в сфере торговли, бытового и коммунального обслуживания).
2.2. Технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры поселения
По состоянию на 01.01.2018 г. жилищный фонд Моковского сельсовета составляет составляла 65595,3 м2. Средняя обеспеченность жилищным фондом на одного жителя равна 24 м2.
В жилой застройке населенных пунктов преобладают одноэтажные здания, материал построек в основном кирпич и пиломатериалы. Дома распределены по обе стороны улиц. Всего на территории сельсовета находится 1076 индивидуальных домовладений.
Общие данные, влияющие на формирование Программы муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области на период до 2027 года:
- Общая площадь (2018 г.) – 28,01 кв.км.
- Численность сельского населения на 01.01.2018 г. – 3 461 чел.
- Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования за 2019 год – 0,8 тыс.м2
Социальная сфера, как инфраструктурная отрасль, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития поселения в целом. Обеспеченность населения Моковского сельсовета объектами социальной инфраструктуры составляет 100%.
2.3. Технико-экономические параметры объектов образования
Образовательная система – совокупность образовательных учреждений, призванных удовлетворить запросы жителей в образовательных услугах и качественном специальном образовании.
Структура образовательных учреждений состоит из учреждений детского дошкольного образования, общеобразовательных школьных учебных заведений, учреждений внешкольного образования и учреждений среднего профессионального образования.
Наполняемость школ в муниципальном образовании составляет 100 %. С учетом высокой степени износа объектов образования генеральным планом предлагается реконструкция зданий и их капитальный ремонт.
Набор образовательных услуг, может быть признан достаточным. Сохранение школы имеет важное психологическое значение для населения, поскольку живуч стереотип «нет школы – нет села».
Обеспеченность населения Моковского сельсовета услугами учреждений внешкольного образования соответствует нормативу (10% от числа школьников).
2.4. Технико-экономические параметры объектов культуры
Главной целью отрасли культуры на территории Моковского сельсовета является реализация государственной культурной политики, обеспечивающей свободный доступ граждан к культурным ценностям, свободу творчества и участия в культурной жизни.
На территории Моковского сельсовета свою деятельность осуществляет 1 сельский клуб и библиотека.
Таблица. Перечень объектов культуры.
№ п/п |
Наименование |
Почтовый адрес (почтовый индекс, наименование района, муниципального образования, населенного пункта) |
ФИО руководителя (полностью) |
Здание находится в собственности (федеральной, областной, МО, хоз. субъекта) |
Штатная численность сотрудников, осн./технич. |
1. |
МКУК «Духовецкий сельский клуб» |
Курская обл., Курский р-он, МО «Моковский сельсовет», д. Духовец, ул. Березовая 2. |
Моковский сельсовет |
1 |
Таблица. Перечень библиотек Моковского сельсовета.
№ п/п |
Наименование |
Почтовый адрес (почтовый индекс, наименование района, муниципального образования, населенного пункта) |
ФИО руководителя (полностью) |
Здание находится в собственности (федеральной, областной, МО, хоз. субъекта) |
Штатная численность сотрудников, осн./технич. |
1. |
МБУК «Моковская библиотека» |
Курская обл., Курский р-он, МО «Моковский сельсовет», д. Духовец, ул. Березовая 2. |
Моковский сельсовет |
1 |
Особое внимание в работе учреждений культуры уделяется развитию культурно-досуговой деятельности населения. Работает достаточное количество кружков самодеятельного художественного творчества, клубные формирования и любительские объединения.
Обеспеченность населения учреждениями культуры соответствует нормативным рекомендациям СП 42.13330.2011.
2.5. Технико-экономические параметры объектов физической культуры и массового спорта
Потенциал развития спортивного комплекса на территории Моковского сельсовета сравнительно не высок, это спортивный зал и спортивная площадка при МОУ СОШ.
Таблица– Спортивные сооружения по состоянию на 01.01.2018 г
Показатели |
Ед. измерения |
Количество |
Площадь |
Число спортивных сооружений - всего |
2 |
- |
|
спортивные сооружения-всего |
единица |
2 |
- |
плоскостные спортивные сооружения |
единица |
1 |
2,0 га |
спортивные залы |
единица |
1 |
1000 м2 |
Физкультурные и спортивные сооружения общего пользования в сельсовете в настоящее время представлены футбольным полем, волейбольной площадкой.
Развитию спорта в сельсовете уделяется достаточное внимание, проводятся спортивно-массовые мероприятия.
Обеспеченность населения спортивными сооружениями соответствует нормативным рекомендациям (СП 42.13330.2011), исключение составляют плоскостных спортивных сооружений – 64,5%.
2.6. Технико-экономические параметры объектов здравоохранения
Система здравоохранения Моковского сельсовета представлена 3 фельдшерско-акушерскими пунктами и больницей.
Таблица. Учреждения системы здравоохранения
№ п/п |
Наименование |
Почтовый адрес (почтовый индекс, наименование района, муниципального образования, населенного пункта) |
ФИО руководителя (полностью) |
Здание находится, в собственности (федеральной, областной, МО, хоз. субъекта) |
Штатная численность сотрудников, осн./технич. |
Для школ и д/садов - численность учащихся (воспитанников) |
1. |
Моковский ФАП |
Курский район МО «Моковский сельсовет» |
МО «Курский район» |
3/1 |
Первую медицинскую помощь население сельсовета получает в фельдшерско-акушерских пунктах, стационарную и профильную медицинскую помощь население получает в районной и областной больницах.
Обеспеченность населения услугами здравоохранения соответствует нормативным рекомендациям. В сельсовете действует отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (количество обслуживаемых человек - 30).
Основной проблемой системы здравоохранения является нехватка кадров в муниципальном образовании.
2.7. Технико-экономические параметры объектов торговли
В последние годы намечается тенденция к повышению качества сферы торговли, выразившаяся в росте числа торговых комплексов, переводе торговли из мелких временных объектов в стационары и специализации сети.
Сфера представлена предприятиями розничной торговли. Учреждения торговли перечислены в таблице:
№ п/п |
Наименование ИП |
Наименование реализуемой продукции |
Адрес регистрации (место жительства) индивидуального предпринимателя |
Место осуществления деятельности |
1 |
Рязанцева Анна Григорьевна |
Розничная торговля пищевыми продуктами, включая спиртные напитки и табачные изделия, в специализированном магазине |
г. Курск |
д. 1-я Моква, ул. Санаторная |
2 |
Изюмов Вадим Сергеевич |
Розничная торговля пищевыми продуктами, включая спиртные напитки и табачные изделия, в специализированном магазине |
д. 1-я Моква ул. Школьная, д. 32 |
д. 1-я Моква ул. Санаторная |
3 |
Шеховцова Ольга Викторовна |
Розничная торговля пищевыми продуктами, включая спиртные напитки и табачные изделия, в специализированном магазине |
г. Курск |
д. 1-я Моква ул. Центральная |
4 |
Щербакова Татьяна Ивановна |
Розничная торговля пищевыми продуктами, включая спиртные напитки и табачные изделия, в специализированном магазине |
д. 1-я Моква ул. Центральная, д. 1 |
д. 1-я Моква ул. Центральная 1 |
5 |
Подколзин Владимир Афанасьевич |
Розничная торговля пищевыми продуктами, включая спиртные напитки и табачные изделия, в специализированном магазине |
д. 1-я Моква ул. Кольцевая, д.5 |
д. Духовец |
6 |
Вернидуб Светлана Владимировна |
Розничная торговля пищевыми продуктами, включая спиртные напитки и табачные изделия, в специализированном магазине |
д. 1-я Моква ул. Центральная д. 2 |
д. 1-я Моква ул. Центральная 2 |
7 |
Саакян Артур Лаврентович |
Гостиничный комплекс «Альтаир» |
г. Курск |
д. 1-я Моква ул. Сеймская |
8 |
Рыжих Ирина Валерьевна |
Кафе с гостиничными номерами |
г. Курск |
д. 2-я Моква |
9 |
Мезенцев Николай Иванович |
Кафе «Причал» |
г. Курск |
д. 1-я Моква ул. Парковая 4 а |
10 |
Кононова Эльвира Николаевна |
Ресторан «Трактир» |
г. Курск |
д. 1-я Моква ул. Рябиновая 6 |
Общая площадь объектов торговли составляет 978 м2 . Обеспеченность населения учреждения бытового обслуживания не соответствует нормативным рекомендациям СП 42.13330.2011.
2.3. Прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры
2.3.1. Прогноз численности населения
Анализ современной ситуации выявил основные направления демографических процессов в муниципальном образовании: падение численности населения за счет отрицательного сальдо естественного движения и миграционного оттока.
Расчет перспективной численности населения обусловлен тремя основными параметрами (рождаемость, смертность и механический приток), которые в формировании численности и возрастной структуры населения участвуют как единое целое; для данного прогноза были использованы следующие показатели:
- общие коэффициенты рождаемости, смертности и миграции населения за последние годы;
- данные о динамике численности населения за последние 8 лет.
Численность населения рассчитывается с учетом естественного прироста и миграционных процессов, сложившихся за последние годы в муниципальном образовании, согласно существующей методике по формуле:
Но = Нс (1 + (Р+М)/100)Т,
где Но – ожидаемая численность населения на расчетный год,
Нс – существующая численность населения,
Р – среднегодовой естественный прирост,
М – среднегодовая миграция,
Т – число лет расчетного срока.
Расчет численности населения по инновационному сценарию развития выполнен с ориентацией на стабилизацию в ближайшие годы социально-экономической ситуации в стране (и, соответственно, в регионе) и постепенным выходом из кризисного состояния. Соответственно, прогнозируется повышение среднегодового естественного прироста населении до -0,60%, среднегодовой миграционный приток выйдет в положительную зону и составит 0,45%. Результаты расчетов представлены в таблице.
Таблица. Данные для расчета ожидаемой численности населения и результаты этого расчета (инновационный сценарий развития).
№ п/п |
Показатели |
Значение |
1 |
Численность населения на момент проектирования, чел |
3461 |
2 |
Среднегодовой общий прирост, % |
-0,4 |
3 |
Срок первой очереди, лет |
5 |
4 |
Расчетный срок, лет |
25 |
5 |
Ожидаемая численность населения в 2022 году, чел |
3447 |
6 |
Ожидаемая численность населения в 2027 году, чел. |
3438 |
Изменение численности населения на расчетный срок по инновационному сценарию развития характеризуется следующими демографическими параметрами:
1. Численность населения Моковского сельсовета Курской области к 2022 году снизится до 3447 человек, к 2027 году – до 3438 человек.
2. В ближайшей перспективе снижение рождаемости продолжится, так как количество женщин в возрасте 20-24 и 25-29 лет продолжает снижаться, но в перспективе возможно повышение рождаемости.
3. Уровень смертности в муниципальном образовании будет оставаться на незначительном уровне, но возможны некоторые динамические изменения, как результат такого соотношения рождаемости и смертности естественный прирост населения будет отрицательным. Изменение численности в большую сторону возможно лишь за счет миграционного прироста населения.
4. Продолжится старение населения.
Для решения проблем сложившегося демографического развития муниципального образования необходимо принятие мер по разработке действенных механизмов регулирования процесса воспроизводства населения в новых условиях. Перспективы демографического развития Моковского сельсовета будут определяться:
- возможностью привлечения и закрепления молодых кадров, созданием новых высокооплачиваемых рабочих мест;
- созданием механизма социальной защищённости населения и поддержки молодых семей, стимулированием рождаемости и снижением уровня смертности населения, особенно детской и лиц в трудоспособном возрасте;
- улучшением жилищных условий;
- совершенствованием социальной и культурно-бытовой инфраструктуры;
- созданием более комфортной и экологически чистой среды;
- улучшением инженерно-транспортной инфраструктуры.
Для разработки программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования требуется оперировать с прогнозными значениями населения, которое будет проживать на территории муниципального образования и пользоваться услугами (ресурсами) учреждений социальной сферы. Для моделей перспективного спроса на социальные услуги демографические данные относятся, безусловно, к группе эндогенных переменных, которые могут быть заданы в рамках, утвержденных для моделирования сценариев развития экономики. Однако связанность этих переменных с общей экономической ситуацией в стране слишком очевидна, чтобы ее игнорировать.
Очевидно, что динамика изменения рождаемости должна быть связана, например, с величиной относительного прироста среднедушевого дохода и величиной «материнского капитала». Факты падения рождаемости в муниципальном образовании требуют своего объяснения, так как идет процесс длительного падения с 1990 года прироста рождаемости при относительно равной смертности. Это объясняется тем, что из семи групп женщин фертильного возраста самыми производительными по деторождаемости являются три группы, а именно в возрасте 20-24, 25-29 и 30-34 лет. Эти группы в сельсовете уменьшались и особенно фертильная группа в возрасте с 25 до 29 лет.
При разработке Программы важно определить, сохранится ли эта тенденция в будущем и насколько она будет устойчива.
В перспективный период дальнейшее развития муниципального образования и изменение численности населения в значительной степени будут определяться условиями инвестиционной политики, проводимой на его территории, действиями государственных, областных и местных органов власти в поиске и привлечении средств из различных фондов, включая международные, и частного сектора (отечественного и иностранного), и проведением успешной политики занятости, в частности создания новых рабочих мест, обусловленной развитием различных функций его хозяйственного комплекса.
Выводы по анализу демографической ситуации, оказывающей влияние на объемы социальной инфраструктуры:
1. В целом возрастная структура населения полностью способствует нормальному воспроизводству трудовых ресурсов. Численность населения трудоспособного возраста выше численности населения старше трудоспособного возраста 1,5 раза.
Большая количественная разница между численностью женщин с возрастом от 0 до 14 лет и от 15 до 29 лет, как взаимозаменяемыми, предполагает снижение потенциальной репродуктивности населения за счет рождаемости до 2023 года. Категория женщин с возрастом от 20 до 30 лет, как самая активная по деторождению, с 2012 по 2020 год по численности уменьшится вдвое.
2. Падение рождаемости на период действия Программы до 2020 года будет носить устойчивый характер. Это объясняется уменьшением численности женского населения фертильного возраста с 2010 года по 2020 год. Демографический спад в рождаемости с 1990 по 2000 оказывает прямое воздействие на приросты населения в ближайшие 10 лет.
3. В течение анализируемого периода наблюдается устойчивая тенденция превышения смертности над рождаемостью. При этом рождаемость составляет 1,2% от общей численности населения в 2015 году. Положительная динамика рождаемости носит устойчивый характер. Средневзвешенный прирост за последние пять имеет отрицательные значения и не компенсирует естественную убыль населения муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области.
4. В рамках актуализации схемы градостроения с 2016 по 2027 год рождаемость будет ниже уровня смертности.
5. За период 2007-2014 гг. миграционный поток населения имел также устойчивое отрицательное сальдо.
6. Процесс старения трудовых ресурсов не окажет значительного влияния на нагрузку коммунальной инфраструктуры.
Учитывая выгодное экономико - географическое положение муниципального образования на пересечении транспортных путей различного уровня, обеспечивающих ему связи с различными районами области и имеющийся хозяйственный и ресурсный потенциал (водные, энергетические, территориальные), стабилизацию социально-экономического положения в последние годы, численность населения на планируемый период Программы на 2018 - 2027 гг. принимается в значениях, определенных в таблице.
Таблица. Итоговый результат прогноза численности населения
Показатели |
Прогноз |
|||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023-2027 |
|
Численность населения на конец года, чел. |
3461 |
3458 |
3455 |
3449 |
3447 |
3438 |
Улучшение демографической ситуации является стратегической целью, решение которой имеет кардинальное значение для перспектив социально-экономического развития поселения.
В качестве мер, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности и общее улучшение демографической обстановки, относятся:
- поощрение более высокой рождаемости через экономические, социальные воздействия;
- применение мер адаптации в условиях сокращения и старения населения, а именно принятие мер по созданию условий для продления трудовой деятельности и благополучной жизни пожилых людей, так как сохранение населения - одна из форм демографического роста;
- рост обеспеченности гарантированным жильем семей с детьми;
- совершенствование медицинского обслуживания матери и ребенка.
2.3.2. Прогноз социально-экономического и градостроительного развития поселения
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная развитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
Ключевым элементом прогноза объемов жилищного строительства является оценка динамики платежной способности, доходов и расходов основных потребителей коммунальных услуг муниципального образования, а также покупателей недвижимости. Только на такой основе можно реалистично оценить масштабы жилищного и прочего строительства, а значит и изменение нагрузок на коммунальные системы, связанные с развитием Моковского сельсовета Курского района Курской области.
Важный параметр прогноза - расходы населения на приобретение жилищной недвижимости. Эта доля зависит от уровня сбережений и в среднем по России составляет 3-4% от совокупного дохода населения. Она делится на две составляющих - покупка жилья на вторичном рынке и вне муниципалитета - примерно 1-2% от совокупных доходов населения (зависит от региона) и покупка жилья на первичном рынке в муниципалитете 1-3%. В среднем по России соотношение стоимости 1 кв.м. и среднего месячного дохода находится в пределах от 3:1 до 4:1, следовательно, прирост площади нового жилья может быть равен 0,1-0,2 м2 в год на жителя, если все жилье строится только за деньги населения (3% от годового дохода/стоимость 1 кв.м.).
Применение ипотечных схем и строительство за счет других источников, в т.ч. социального жилья за счет бюджета, увеличивает эту величину до 0,2-0,3 м2 в год/житель. Для сравнения сегодня даже богатые регионы не выходят за пределы 0,3-0,4 кв.м./житель/год.
Моковский сельсовет со среднедушевыми доходами порядка 15 тысяч рублей и стоимостью одного квадратного метра жилья от 22,0 до 28,0 тыс. руб. не соответствует данным критериям. Население со среднедушевыми доходами до 20,0 тыс. руб. способно приобретать жилье только на вторичном рынке.
Для более корректного подхода при определении концепции экономического баланса между объемами жилищного строительства и доходностью населения, планировании жилищного строительства следует разделить общий годовой прирост нового жилья на 1 жителя на годовой прирост нового жилья на 1 жителя для многоэтажных и индивидуальных жилых домов. С учетом данной рекомендации в таблице дана более развернутая классификация прироста нового жилья на одного жителя. Из таблицы видно, что средний годовой прирост нового жилья на 1 жителя для многоэтажных домов за последние пять лет составил 0,34 м2 на человека.
Данная цифра отражает покупательную способность населения, движение жилой недвижимости на рынке жилья и, несомненно, могла стать критерием при планировании будущих объемов многоэтажного жилищного строительства.
Эти и другие факторы подчеркивают необходимость определения экономически обоснованного годового прироста жилой площади на 1 жителя. С учетом показателей программы социально-экономического развития муниципального образования на 2011-2016 годы в целях развития социальной инфраструктуры новых микрорайонов, достигнутого значения этого показателя и возможных колебаний в платежеспособности населения прогноз жилищного строительства на период действия. Расчет объемов жилищного строительства с учетом прогноза динамики численности населения представлен в таблице.
2.3.3. Обоснование предложений по развитию образования
Дошкольное образование.
Как указано выше, уровень обеспеченности детей (от 1 до 6 лет) дошкольными учреждениями в сельских поселениях должен составлять не более 100 мест на тысячу жителей. Согласно генеральному плану в качестве нормативного принят показатель обеспеченности дошкольными учреждениями 40 мест на 1000 жителей. Для общеобразовательных учреждений - 120 мест на 1000 жителей.
Для достижения данного уровня обеспеченности в Моковском сельсовете необходимо иметь в дошкольных учреждениях 137 мест - на первую очередь и на расчетный срок; в общеобразовательных учреждениях 413 мест - на первую очередь и 412 место - на расчетный срок.
Как указывалось, выше, норматив обеспеченности для общеобразовательных учреждений в настоящее время составляет 120 мест /1000 человек.
Таблица. Расчет потребности в дошкольных учреждениях
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
||
На 01.01.2018 |
На 01.01.2023 |
На 01.01.2027 |
|||
1 |
Количество (всего) |
мест |
20 |
20 |
20 |
2 |
Нормативная обеспеченность |
Мест на 1000 человек |
40 |
40 |
40 |
3 |
Фактическая и проектная обеспеченность |
Мест на 1000 человек |
138 |
137 |
137 |
В дальнейшем, при ожидаемом сохранении или небольшом снижении численности населения обеспеченность населения детскими дошкольными учреждениями будет оставаться на прежнем уровне к расчетному сроку (2027 год). Однако в настоящее время не наблюдается нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях.
В качестве приоритетных задач функционирования и развития системы дошкольного образования определены следующие задачи:
- создание условий для обеспечения дошкольного образования;
- обновление содержания дошкольного образования;
- укрепление материально-технической базы.
В целях реализации данных задач необходимо использовать следующие механизмы:
- развитие вариантных форм дошкольного образования на основе групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
- создание условий для организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, с целью выравнивания стартовых возможностей при переходе в школу;
- оказание адресной поддержки социально незащищенным категориям семей, имеющим детей дошкольного возраста;
- поддержание социально приемлемого уровня родительской платы.
Общее образование
Таблица. Расчет потребности в общеобразовательных учреждениях
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
||
На 01.01.2018 |
На 01.01.2023 |
На 01.01.2027 |
|||
1 |
Количество (всего) |
мест |
100 |
100 |
100 |
2 |
Нормативная обеспеченность |
Мест на 1000 человек |
120 |
120 |
120 |
3 |
Фактическая и проектная обеспеченность |
Мест на 1000 человек |
415 |
413 |
412 |
При расчетном нормативе 120 мест на 1000 жителей, обеспеченность местами в общеобразовательных учреждениях Моковского сельсовета составляет 100 мест на 3461 жителей. Требуемое количество мест в общеобразовательных учреждениях - 415, фактическое количество мест - 100, посещает школу на момент разработки программы - 77 учеников. Можно сделать вывод о достаточном количестве мест в общеобразовательных учреждениях. Такая наполняемость образовательных учреждений обусловлена близким расстояние сельсовета от областного центра г. Курск (0,5 км), где население может получать образовательные услуги.
Уровень транспортной доступности не превышает нормативный
Предложения по развитию образования предусматривают:
- совершенствование образовательного процесса в муниципальных учреждениях образования;
- кадровое обеспечение школы, создание условий для повышения квалификации педагогических кадров;
- оснащение школ учебным оборудованием;
- совершенствование системы дополнительного образования;
- развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков;
- стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы.
В системе образования, согласно соответствующим программам, предусматривается:
- обеспечение образовательных учреждений различным учебным оборудованием и спортинвентарем;
В здании школы имеется своя котельная, отапливается углем, подведены вода и канализация. Полностью оснащена сантехническим оборудованием. Крыша и подвал отвечают требованиям СанПиНов и пожарной безопасности. За школой закреплены участки земли, имеющие ограждение.
2.3.4. Обоснование предложений по развитию здравоохранения
Таблица. Расчёт потребности в объектах здравоохранения
Наименование |
Единица измерения |
количество |
||||
Существующее положение 2018 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Прогноз на расчетный срок 2027г. |
||||
Амбулаторно - поликлинические учреждения (ФАП) |
||||||
1 |
Вместимость (количество посещений) амбулаторно - поликлинических учреждений, в том числе: |
Посещений |
20 |
29 |
29 |
|
1.1 |
Моковский ФАП |
Посещений |
16 |
16 |
15 |
|
2 |
Нормативная обеспеченность |
Посещений на 1000 человек |
34,85 |
34,85 |
34,85 |
|
3 |
Фактическая и проектная обеспеченность |
Посещений на 1000 человек |
120 |
120 |
120 |
|
Стационары |
||||||
1 |
Количество койко - мест |
Койко-места |
5 |
5 |
5 |
|
2 |
Нормативная обеспеченность |
Койко-дни на 1 человека |
2,812 |
2,812 |
2,812 |
|
3 |
Фактическая и проектная обеспеченность |
Койко-места |
9,7 |
9,6 |
9,5 |
|
Для достижения нормативных показателей рекомендуется расширение услуг, существующих амбулаторно - поликлинических учреждений: увеличение проектного количества посещений и площади для оказания услуг. Площадь для оказания услуг в рамках нормативной обеспеченности достаточная. Генеральным планом не предусмотрено создание койко-мест на территории поселения. В качестве предложений по улучшению обеспечения населения стационарным лечением предлагается улучшение автомобильного парка для обслуживания населения на территории Моковского сельсовета.
Мероприятие по обеспечению транспортом учреждений здравоохранения рекомендуется включить в Государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения»
Основным принципом территориальной организации здравоохранения в перспективе является повышение уровня обеспеченности населения базовыми услугами здравоохранения и, в первую очередь, диагностическими услугами.
В перспективе в здравоохранении должна быть продолжена работа по повышению качественной эффективности функционирования отрасли, в частности, поэтапное реформирование сети учреждений здравоохранения, перераспределение части объемов медицинской помощи стационарного сектора в амбулаторный.
Догоспитальный этап должен расширяться, за счет роста числа посещений на одного жителя и совершенствования скорой и неотложной медицинской помощи. Для этого необходимы организационные преобразования на муниципальном уровне, переобучение кадров, материально-техническое переоснащение медицинских организаций. Необходимо предусмотреть повышение квалификации медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений через систему аттестации и сертификации.
Первоочередные направления развития здравоохранения Моковского сельсовета следующие:
- укрепление и развитие материально-технической базы лечебно-профилактического учреждений;
- укомплектование учреждения здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами;
- обеспечение жильем медицинских работников;
- повышение уровня и качества оказания населению медицинской помощи
- переориентация оказания медицинской помощи населению поселения на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованной госпитализации в круглосуточные стационары.
Основными задачами в системе здравоохранения на период до 2027 года являются:
- оказание качественной медицинской помощи и качественного лечения населения;
- осуществление стабильного функционирования учреждения здравоохранения;
- развитие общедоступной медицинской помощи для всех жителей поселения.
2.3.5. Обоснование предложений по развитию культуры и искусства
Таблица. Расчёт потребности в объектах культуры и искусства (дома культуры и библиотеки)
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
количество |
|||
Существующее положение 2018 г. |
Прогноз на 2022 г. |
Прогноз на расчетный срок 2027г. |
||||
Дома культуры |
||||||
1 |
Количество мест |
Посадочных мест |
300 |
300 |
300 |
|
2 |
Нормативная обеспеченность |
мест на 1000 человек |
150 |
150 |
150 |
|
3 |
Фактическая и проектная обеспеченность |
мест на 1000 человек |
568 |
565 |
564 |
|
Библиотеки |
||||||
1 |
Объем библиотечного фонда, |
тыс. книг |
62,07 |
62,07 |
62,07 |
|
2 |
Нормативная обеспеченность |
тыс. книг на 1000 человек |
6 |
6 |
6 |
|
3 |
Фактическая обеспеченность библиотечным фондом |
тыс. книг на 1000 человек |
22,7 |
22,6 |
22,5 |
Обеспеченность учреждениями культуры в сельсовете достаточная.
Учитывая, что развитие социально-культурной сферы является одним из главных факторов, определяющих создание полноценных условий труда, быта и отдыха населения, приоритетным направлением развития сферы социально-культурного обслуживания должно стать обеспечение жителей поселения наиболее полным комплексом услуг. Это потребует соответствующей реконструкции существующих зданий и сооружений в сфере культуры.
Предложения по развитию культурно-бытового обслуживания населения предусматривают:
- расширение перечня видов услуг в сфере культуры и искусства;
- повышение качества предоставляемых услуг в данной сфере;
- кадровое обеспечение учреждений культуры;
- создание условий для повышения квалификации кадров;
- оснащение учреждений современным оборудованием.
На территории сельсовета располагается один памятник местного значения - «Братская могила 21 советского воина, погибшего в боях с фашистскими захватчиками» в д. 1-я Моква.
Согласно Федеральному Закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 13 п. 5): «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе за счет средств своих бюджетов оказывать финансовую поддержку мероприятий по сохранению находящихся в собственности религиозных организаций объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения».
Установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения (далее - информационные надписи и обозначения) осуществляют собственники объектов культурного наследия.
Информационные надписи и обозначения на выявленный объект культурного наследия, в отношении которого принято решение о включении его в реестр, устанавливаются в течение шести месяцев со дня включения в реестр.
2.3.6. Обоснование предложений по развитию физической культуры и массового спорта
Предложения по развитию культурно-бытового обслуживания населения предусматривают создание оптимальных условий для спортивного и физического совершенства, укрепления здоровья граждан, приобщения к спорту различных групп населения.
Необходимость развития физической культуры и спорта требует совершенствование условий для занятия физической культурой и спортом, что предусматривает:
- реконструкцию существующих зданий и сооружений;
- строительство новых объектов, позволяющих расширить перечень проводимых мероприятий и видов спортивных и физических занятий для населения;
- укрепление материально-технической базы.
Таблица. Расчёт потребности в плоскостных спортивных сооружениях.
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
количество |
|||
Существующее положение 2018 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Прогноз на расчетный срок 2027 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Площадь |
га |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
|
2 |
Нормативная обеспеченность |
на 1000 человек |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
|
3 |
Фактическая обеспеченность |
на 1000 человек |
4,1 |
4,0 |
3,8 |
В целях совершенствования системы физической культуры и спорта необходимо осуществить оснащение спортивных залов современным спортивным оборудованием и инвентарем и организовать строительство стадиона для занятия населения массовыми видами спорта и физической культурой.
2.4. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития социальной инфраструктуры Моковского сельсовета
Деятельность органов местного самоуправления (поселения) на систему объектов образования, здравоохранения не распространяется. Вопросы системы образования на территории Моковского сельсовета решаются органами местного самоуправления муниципального образования.
В данной программе указанные вопросы рассмотрены с позиции исполнения Генерального плана в соответствии с п. 20. ст. 14, согласно которому органы местного самоуправления поселений проводят «утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений
2.4.1. Система объектов образования
Программа реализуется в соответствии со следующими законодательными и нормативными актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Требования предельной численности обучающихся, условиям размещения образовательных организаций, оборудованию и содержанию территорий, зданий, др. установлены нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Муниципальная программа «Развитие системы образования Курского муниципального района».
2.4.2. Система объектов здравоохранения
Нормативно - правовая база, необходимая для функционирования и развития социальной инфраструктуры Моковского сельсовета Курского района Курской области относящейся к системе здравоохранения, удовлетворяет требованиям обеспеченности и основывается на:
- Государственная программа Курской области «Развитие здравоохранения в Курской области» от 08.10. 2013 № 699-па;
- Постановление от 30.06.2017 №526-па «О внесении изменений в государственную программу Курской области «Развитие здравоохранения в Курской области»»;
- Постановление Администрации Курской области от 30 декабря 2016 г. № 1040-па «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Курской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
2.4.3. Система объектов культуры.
В области культуры действует нормативно - правовая база:
- Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;
- Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 327-ФЗ «О меценатской деятельности»;
- Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73 -ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
- Государственная программа Курской области «Развитие культуры в Курской области» от 08.10.2013 №700-па;
- Положение об Управлении по культуре и молодежной политике.
2.4.4. Система объектов физической культуры и массового спорта.
К вопросам местного значения в области физической культуры и массового спорта относятся: обеспечение условий для развития на территории поселения, физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения. Перечисленные полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральном законе от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», При формировании местных бюджетов рекомендуется использовать Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 №1063-р «О Социальных нормативах и нормах», в котором рекомендованы социальные нормативы и нормы, в том числе по отрасли «физическая культура и спорт».
Таким образом, имеющаяся и действующая в настоящее время нормативно-правовая база, как на федеральном, так и на муниципальном уровне позволяет обеспечить полноценное развитие инфраструктуры физической культуры и спорта на территории Моковского сельсовета Курского района Курской области, а также способствует комплексному решению вопросов, связанных с распространением стандартов здорового образа жизни.
Раздел 3. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры Моковского сельсовета
Мероприятия Программы социального развития Моковского сельсовета Курского района Курской области включают как планируемые к реализации инвестиционные проекты, так и совокупность различных организационных мероприятий, сгруппированных по указанным выше системным признакам. Перечень основных программных мероприятий на период 2018-2027 гг. и ожидаемых результатов от их реализации с указанием необходимых объемов и потенциальных источников финансирования, приведены ниже.
Таблица. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры Моковского сельсовета в сфере физической культуры и спорта
№ п/п |
Наименование мероприятия (инвестиционного проекта) |
Местоположение |
Технико- экономические параметры |
Сроки реализации |
1 |
Разработка ПСД под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОКа) |
Моковский сельсовет |
Проект разрабатывается в соответствие с требованиями к нормативно-технической документации |
2023-2027 |
2 |
Выделение земельного участка, межевании, оформление в собственность под строительство ФОКа в границах населенного пункта |
Моковский сельсовет |
Отвод и оформление земли в собственность в соответствие с требованиями градостроительной документации |
2023-2027 |
3 |
Строительство ФОКа |
Моковский сельсовет |
Строительство ФОКа на основании разработанной ПСД |
2022-2027 |
Таблица. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры Моковского сельсовета в сфере культуры
№ п/п |
Наименование мероприятия (инвестиционного проекта) |
Местоположение |
Технико- экономические параметры |
Сроки реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
МКУК «Духовецкий сельский клуб» |
Курская обл., Курский р-он, МО «Моковский сельсовет», д. Духовец, ул. Березовая 2. |
Ремонт учреждения культуры с целью удовлетворения потребностей населения, включая все уровни обслуживания |
2023-2027 |
2 |
МБУК «Моковская библиотека» |
Курская обл., Курский р-он, МО «Моковский сельсовет», д. Духовец, ул. Березовая 2 |
Ремонт учреждения культуры с целью удовлетворения потребностей населения, включая все уровни обслуживания |
2023-2027 |
Таблица. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры Моковского сельсовета в сфере здравоохранения
№ п/п |
Наименование мероприятия (инвестиционного проекта) |
Местоположение |
Технико-экономические параметры |
Сроки реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Оборудование аптечного пункта при ФАП |
д. 1-я Моква |
Организация аптечного пункта в соответствие с требованиями действующего законодательства |
2026 |
Раздел 4. Оценка объемов и источников финансирования мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития социальной инфраструктуры
Стоимость мероприятий определена ориентировочно, основываясь на стоимости уже проведенных аналогичных мероприятий. Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства областного, районного и местного бюджетов Моковского сельсовета Курского района Курской области.
Ежегодные объемы финансирования программы определяются в соответствии с утвержденным бюджетом муниципального образования на соответствующий финансовый год и с учетом дополнительных источников финансирования. Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятия Программы на расчетный срок для реконструкции объектов социальной инфраструктуры Моковского сельсовета составляет 1 580 тыс. рублей.
Таблица. Комплексные мероприятия по развитию социальной инфраструктуры
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Затраты на реализацию проекта (тыс. руб.) |
Срок реализации проекта |
Предполагаемый источник финансирования |
1 |
Разработка проекта под строительство ФОКа |
800 |
2018-2027г |
Бюджеты всех уровней |
2 |
Ремонт дома культуры и библиотеки |
630 |
2018-2027г |
Бюджеты всех уровней |
3 |
Оборудование аптечного пункта при ФАП |
150 |
2018-2027г |
Бюджеты всех уровней |
Раздел 5. Целевые индикаторы развития социальной инфраструктуры Моковского сельсовета
Таблица. Целевые индикаторы программы развития социальной инфраструктуры Моковского сельсовета
№ п/п |
Наименование целевого индикатора |
Ед. измер |
Значение целевого индикатора по годам |
|||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 - 2027 |
|||
1 |
Обеспечение нормативной населения потребности в учреждениях образования, в том числе: |
|||||||
1.1 |
обеспечение нормативной потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях |
Мест/1000 человек |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
50 |
1,2 |
доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, обеспеченных дошкольными учреждениями |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.3 |
обеспечение нормативной потребности населения в общеобразовательных учреждениях |
Мест/1000 человек |
120 |
120 |
120 |
120 |
120 |
120 |
1,4 |
доля детей школьного возраста, обеспеченных ученическими местами для занятий в школе в одну смену |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.5 |
обеспечение нормативной потребности населения в организациях дополнительного образования |
Мест/1000 человек |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
2 |
Обеспечение нормативной потребности населения в объектах здравоохранения, в том числе: |
|||||||
2.1 |
обеспечение нормативной потребности населения в аптечных пунктах |
Шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2.2 |
обеспечение нормативной потребности населения в койко-местах |
Койко –день /1человек в год |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2.3 |
вместимость стационаров |
Койко-мест |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Обеспечение нормативной потребности населения в объектах культуры, в том числе: |
|||||||
3.1 |
обеспечение нормативной потребности населения в учреждениях клубного типа, в том числе: |
Мест /1000 человек |
175 |
175 |
175 |
175 |
175 |
175 |
3.2 |
обеспечение нормативной потребности населения в музеях |
1шт /поселение |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3.4 |
вместимость клубов |
мест |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
3.5 |
вместимость библиотек |
мест |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
4 |
Обеспечение нормативной потребности населения в объектах физической культуры и массового спорта |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
4.1 |
обеспечение нормативной потребности населения в плоскостных сооружениях |
га /1000 человек |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
0,5 |
4.2 |
Обеспечение потребности в детских площадках |
кол |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Раздел 6. Оценка эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры
При реализации Программы ожидаются следующие результаты:
- повышение качества, комфортности и уровня жизни населения Моковского сельсовета Курского района Курской области;
- обеспеченность граждан жильём;
- нормативная доступность и обеспеченность объектами социальной инфраструктуры жителей поселения в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и массового спорта;
- сохранение культурно-исторического наследия на территории поселения.
Комплексная оценка эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока ее реализации и по окончании ее реализации и включает в себя оценку степени выполнения мероприятий муниципальной программы и оценку эффективности реализации муниципальной программы. Критериями оценки эффективности реализации Программы являются степень достижения целевых индикаторов и показателей, установленных Программой, а также степень достижения показателей эффективности, установленных Методикой.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы будет осуществляться с использованием целевых индикаторов и показателей (далее – показатели) выполнения муниципальной программы. Проведение текущего мониторинга и оценки степени достижения целевых значений показателей позволят анализировать ход выполнения муниципальной программы и принимать правильные управленческие решения.
Методика оценки эффективности муниципальной программы представляет собой алгоритм оценки ее фактической эффективности в процессе и по итогам реализации. Фактическая эффективность муниципальной программы основывается на оценке ее результативности с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию программы, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение ситуации в социальной сфере.
Методика оценки эффективности муниципальной программы включает в себя проведение количественных оценок эффективности по следующим направлениям:
1) степень достижения запланированных результатов (достижения целей и решения задач муниципальной программы);
2) степень соответствия фактических затрат местного бюджета запланированному уровню (оценка полноты использования средств областного бюджета) и эффективности использования средств местного бюджета (оценка экономической эффективности достижения результатов);
3) степень реализации мероприятий муниципальной программы (сопоставление количества запланированных мероприятий программы и фактически выполненных).
Степень достижения запланированных результатов по каждому показателю муниципальной программы производится по формуле:
Ei= |
Tfi |
х 100 %, где: |
Tpi |
Ei – степень достижения i-показателя муниципальной программы (процентов);
Tfi – фактическое значение показателя;
Tpi – установленное муниципальной программой целевое значение показателя.
Расчет результативности реализации муниципальной программы в целом проводится по формуле:
где:
E – степень достижения запланированных результатов результативность реализации муниципальной программы (процентов);
n – количество показателей муниципальной программы.
Степень соответствия фактических затрат местного бюджета запланированному уровню финансирования муниципальной программы определяется по следующей формуле:
Kpoi = (Cfoi/Cpoi) х 100%,
где: Kpoi – степень соответствия фактических затрат местного бюджета запланированному уровню финансирования i-мероприятия муниципальной программы;
Cfoi –сумма средств местного бюджета, израсходованных на реализацию i-мероприятия муниципальной программы;
Cpoi – установленная муниципальной программой сумма средств местного бюджета на реализацию i-мероприятия.
Расчет полноты использования средств местного бюджета в целом по муниципальной программе проводится по формуле:
где Kpo – степень соответствия фактических затрат местного бюджета запланированному уровню финансирования мероприятий муниципальной программы (процентов);
n – количество финансируемых мероприятий муниципальной программы.
Коэффициент эффективности использования средств, выделяемых из местного бюджета, определяется по следующей формуле:
Keoi =E/Кро
Где: Keoi – коэффициент эффективности использования средств, выделяемых из местного бюджета;
Kpo – полнота использования средств местного бюджета на реализацию мероприятий муниципальной программы;
E – степень достижения запланированных результатов результативность реализации муниципальной программы;
3) Степень реализации мероприятий муниципальной программы проводится на основании процентного сопоставления количества запланированных мероприятий программы и фактически выполненных по следующей формуле:
Мф * 100 %
СТ = __________________ где:
Мпл
СТ – степень реализации мероприятий муниципальной программы;
Мф – количество мероприятий муниципальной программы, фактически реализованных за отчетный период;
Мпл – количество мероприятий муниципальной программы, запланированных на отчетный период.
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации государственной программы может определяться на основании следующих критериев:
Вывод об эффективности реализации государственной программы |
Критерий оценки эффективности реализации государственной программы Keoi |
Неэффективная |
менее 0,5 |
Уровень эффективности удовлетворительный |
0,5–0,79 |
Эффективная |
0,8–1 |
Высокоэффективная |
более 1 |
Раздел 7. Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы
Меры государственного регулирования в рамках программы не предусмотрены. В рамках программы может осуществляться работа по внесению изменений в нормативные правовые акты Моковского сельсовета Курского района Курской области в сфере социальной инфраструктуры.
В рамках Программы должно быть обеспечено ежегодное формирование плана инвестиционных и текущих расходов для уточнения основных показателей Программы, с учетом корректировки прогнозов расходов на ремонт и содержание объектов социальной сферы.
Необходимость разработки указанных нормативных правовых актов Моковского сельсовета Курского района Курской области будет определяться в процессе реализации программы в соответствии с изменениями федерального законодательства, законодательства Курской области и с учетом необходимости принятия актов в процессе реализации программы.
Администрация Моковского сельсовета Курского района Курской области осуществляет общий контроль над ходом реализации мероприятий Программы, а также непосредственно организационные, методические и контрольные функции в ходе реализации Программы, которые обеспечивают:
- разработку ежегодного плана мероприятий по реализации Программы с уточнением объемов и источников финансирования мероприятий;
- контроль за реализацией программных мероприятий по срокам, содержанию, финансовым затратам и ресурсам;
- методическое, информационное и организационное сопровождение работы по реализации комплекса программных мероприятий.
Программа разрабатывается сроком на 10 лет и подлежит корректировке ежегодно.
План-график работ по реализации программы должен соответствовать плану мероприятий, содержащемуся в разделе «Программа инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей» настоящей Программы. Утверждение тарифов и принятие решений по выделению бюджетных средств из бюджета муниципального образования, подготовка и проведение конкурсов на привлечение инвесторов, принимаются в соответствии с действующим законодательством.
Мониторинг и корректировка Программы осуществляется на основании следующих нормативных документов.
Мониторинг Программы включает следующие этапы:
1. Периодический сбор информации о результатах проводимых преобразований в социальной сфере, а также информации о состоянии и развитии социальной инфраструктуры.
2. Верификация данных.
3. Анализ данных о результатах проводимых преобразований социальной инфраструктуры.
Мониторинг осуществляется посредством сбора, обработки и анализа информации. Сбор исходной информации производится по показателям, характеризующим выполнение программы, а также состоянию социальной инфраструктуры.
Разработка и последующая корректировка Программы комплексного развития социальной инфраструктуры базируется на необходимости достижения целевых уровней муниципальных стандартов качества предоставления услуг в социальной сфере при соблюдении ограничений по платежной способности потребителей, то есть при обеспечении не только технической, но и экономической доступности данных услуг.
Информационное обеспечение Программы осуществляется путем проведения целевого блока мероприятий в средствах массовой информации.
Предусматриваются пресс-конференции, подготовка периодических публикаций в прессе о ходе реализации Программы, серии репортажей о проведении отдельных мероприятий Программы.
При необходимости финансового обеспечения реализации мероприятий, установленных Программой комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Моковский сельсовет» Курского района Курской области, необходимо принятие муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления средств, необходимых для реализации программных мероприятий.
Целесообразно принятие муниципальных программ либо внесение изменений в существующие муниципальные программы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения Моковского сельсовета.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003 года;
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»;
4. Генерального плана Моковского сельсовета Курского района Курской области;
5. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по обеспечению условий доступности услуг организаций культуры. Министерство культуры РФ, Москва, 2016;
6. Руководство по анализу деятельности учреждений здравоохранения муниципального уровня - М.: ЦНИИОИЗ, 2008. -97с.